Тéория двойнóй наслéдственности (англ. dual inheritance theory, также известная как теория генно-культурной коэволюции или биокультурная эволюция) — теория, разработанная в 1960—1980-х годах с целью объяснить человеческое поведение* с точки зрения двух различных, но взаимодействующих процессов: генетической эволюции и культурной эволюции. В рамках теории двойной наследственности культура определяется как информация или поведение, приобретенное посредством социального научения. Одно из центральных утверждений этой теории заключается в том, что частично развитие культуры происходит по аналогии с генетической эволюцией в процессе дарвиновского отбора.
В данном контексте понятие «культура» определяется как «социально приобретенное поведение», а «социальное научение» — как «копирование поведения, наблюдаемого у других, или приобретение поведения в процессе обучения». Большинство моделей поведения, рассматриваемых в этой теории, соответствуют первому процессу (копирование), хотя со временем они могут перейти в категорию обучения.
В простейшем случае социальное научение предполагает слепое копирование модели поведения. В основе выбора объекта копирования могут лежать следующие преференции: успех (копирование поведения тех, кто по определённым параметрам считается успешнее, социальный статус(копирование поведения индивидов с более высоким социальным статусом), тяга к подобному (копирование поведения тех, кто кажется похожим), конформизм (копирование наиболее распространенной модели поведения), и т. д. Социальное научение — это система повторений моделей поведения. Каждая приобретенная посредством социального научения культурная модель обладает определённой степенью жизнеспособности, в чём и заключается, исходя из определения эволюционной структуры, культурная эволюция.
Содержание 1 Теоретические основы 1.1 Приспособление как культурный потенциал
1.2 Культура развивается
1.3 Гены и культура развиваются совместно 2 Представление о культуре
3 Культурное влияние на генетическую эволюцию
4 Механизмы культурной эволюции 4.1 Естественный отбор
4.2 Случайный выбор
4.3 Культурный дрейф
4.4 Управляемый выбор
4.5 Погрешность выбора 4.5.1 Сущностные погрешности
4.5.2 Ситуативные погрешности 5 Социальное научение и кумулятивная культурная эволюция
6 Культурный групповой отбор
7 Историческое развитие теории
8 Современное развитие теории и критика
9 См. также
10 Примечания
11 Библиография
Теория эволюционного развития. Материальные основы наследственности