Отражение Премудрости Божией в тварном мире

София глазами монахини Хильдегарды Бингенской; иллюстрация из её манускрипта «Scivias» о 26 мистических видениях (англ. Scivias; 1151/1152)
См. также: София (значения), Софиология и Сапиенция

Софи́я, Прему́дрость (др.-греч. Σοφία «мастерство; знание, мудрость»; ивр. ‏חכמה‏‎ Хохма́) —
понятие в античной и средневековой философии, иудаизме, гностицизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.

В дофилософском употреблении — разумное умение в творчестве (Гомер); «знание о сущности», о «причинах и источниках» (Аристотель). В иудаистических религиозных представлениях космическое, часто женское существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира; аналог Тары в буддизме и Матери Книги в исламе. В христианстве — Сам Христос, вочеловечившийся Бог-Слово. Однако в иудаизме и религиозной философии рассматривается иногда как олицетворённая мудрость Бога. Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

В русской религиозной философии XIX—XX веков учение о Софии развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Вл. Соловьёв определил «Софию Божества» как единую субстанцию Божественной Троицы, Её всеединство (фр. tout dans l’unite), абсолютное единство, образующее мудрость, и — в противоположность Богу, как безусловно единому, — множественность, содержащую единого (осиленную им и сведённую к нему). То есть целый, живой организм, вечный как Бог. София Божества порождает бесчисленное множество возможностей и вновь поглощает их. Её действия начинаются в момент создания «мировой души».

Её латинским именем «Сапиенция» был назван астероид, открытый в 1888 году.

Содержание 1 Этимология
2 София в Ветхом Завете
3 В гностицизме
4 В христианстве
5 София в западной традиции
6 София в русской философии
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Отражение Премудрости Божией в тварном мире

Оставьте комментарий